«Будет сокращение желающих идти в профессию, вообще в медицину...»
Семен Гальперин

До конца 2025 года в мессенджере Max должны быть созданы чаты жильцов для каждого многоквартирного дома в России, заявил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин на заседании Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации:
«Каждый многоквартирный дом должен создать фактически чат-бот до конца года и перевести на него всё то, что находилось в Telegram и Whatsapp (компании Meta Platforms Inc.*), и официально закрепить статус официального домового чата», — сказал глава ведомства, добавив, что реализация данного решения затронет почти миллион многоквартирных домов по всей России.
Поясним, что чат — это канал для общения между пользователями или между человеком и программой. Чат-бот — программа внутри чата, которая имитирует разговор и автоматизирует задачи.
«Коммуналка» обрастает долгами, в «минусе» уже больше 400 миллиардов
Дальнейшее увеличение тарифов на услуги ЖКХ эту цифру точно не снизит
То есть чат — это «где» происходит общение, а чат-бот — это «кто» или «что» там общается с вами. Может быть, Ирек Энварович не в курсе этих деталей, но, скорее всего, имеется в виду именно «чат-бот», призванный и способный делать много чего ещё, в том числе докладывать о происходящем в чате куда следует?
Эксперт в области цифровой безопасности Арсений Кульбицкий считает, что инициатива преследует несколько целей:
— Чат в Max станет единственным каналом общения жильцов. Пока в доме есть несколько чатов в разных мессенджерах и информация не то, что теряется, а как бы распыляется.
По новому правилу обсуждение капремонта, выборов совета дома, сбора средств на текущие нужды и многое другое будет проходить как бы в официально закрепленном чате. Это упростит документальное подтверждение коллективных решений, например, для управляющих компаний (УК) или судов.
Вообще Max — это продукт экосистемы VK, тесно связанной с государством, потенциально способный интегрироваться с порталом «Госуслуги» и другими цифровыми сервисами. Откроется путь к созданию «цифрового двойника» дома, где можно не только общаться, но и, например, передавать показания счетчиков.
Max российский продукт. Перевод на него аргументируется соображениями цифрового суверенитета и защитой данных, хотя это спорный вопрос. Короче, для УК и ТСЖ станет проще рассылать официальные уведомления, квитанции и отчеты в один, утвержденный чат.
«СП»: Что Max в таком случае получит?
— Продвижение самого Max’а не побочный эффект, а, вероятно, одна из главных целей. Произойдет рост пользовательской базы. Если в чате должен быть как минимум один представитель от каждой из квартир, это миллион новых активных пользователей. Многие из них, установив мессенджер для дома, начнут использовать его и для другого. Чем больше людей в Max, тем ценнее он становится. Это может стать переломным моментом в конкуренции с Telegram.
Произойдет усиление экосистемы VK. Увеличение аудитории сделает её более привлекательной для рекламодателей. Успешная реализация такой масштабной госинициативы усиливает влияние и значимость компании.
«СП»: Речь идёт о продвижении мессенджера как такового?
— Параллельно будут продвигаться другие сервисы, услуги и даже модели поведения. Продвижение платежных и финансовых сервисов — это самый очевидный и коммерчески выгодный аспект.
Сбор коммунальных платежей можно встроить в чат бот, который не просто уведомит о долге, а позволит мгновенно оплатить, не выходя из чата. Сбор денег на ремонт подъезда, детскую площадку, шлагбаум станет проще. Создал кнопку «Собрать средства», и деньги сразу идут на нужный счет. А банки могут предлагать специальные условия для участников «официальных домовых чатов».
Домовой чат — это идеально оттаргетированная аудитория для конкретных услуг. Рекламные объявления там будут иметь бешеную эффективность. УК может продвигать свои услуги типа установки домофонов, а местные магазины, службы доставки, клининговые компании, сантехники и электрики — смогут рекламировать себя именно тем, кто живет в нескольких сотнях метров от них.
«СП»: Плюс продвижение государственных и окологосударственных услуг, усиление контроля?
— Чат может стать ящиком для жалоб, например, на незаконную парковку во дворе, подачи заявлений. Власти смогут напрямую, минуя СМИ, доносить информацию до жильцов и собирая обратную связь, продвигая свои строительные и инфраструктурные проекты.
Активно используя Max для бытовых нужд, пользователи начнут видеть уведомления и от других сервисов, типа, «пока вы решали вопросы с домом, у нас вышел новый сериал».
Продвижение идеи «цифрового профиля гражданина» — это стратегическая цель. Власти получат данные не просто о человеке, а о нем как о части социальной ячейки, дома. Станет понятна социальная активность, круг общения, реакция на те или иные инициативы, финансовое поведение.
Официальный статус чата и его привязка к конкретному адресу делает его высоковерифицированной площадкой, что можно использовать для построения систем репутации, например, для тех же мастеров, которые работают в доме или для проведения официальных опросов.
«СП»: Кому ещё будет польза?
— Управляющим компаниям. Это мощный инструмент для автоматизации рассылок, сбора платежей и получения обратной связи.
Старые вешалки: почему фэшн-ритейл массово уходит из торговых центров
Отечественные магазины, занявшие место международных сетей, должны «переобуться в воздухе». Получается не у всех
Это даст канал для сверхточного и доверительного маркетинга. Для председателей советов домов и активистов упростится организация жизни дома, сбор средств и мобилизация соседей.
Создание домовых чатов в Max — это не просто «переезд» из одного мессенджера в другой, а инструмент для внедрения и продвижения целого пласта цифровых услуг в самую консервативную и сложную для сферу — бытовое общение соседей. Пользователь, приходя в чат решить вопрос с трубой, неизбежно окунётся во всё остальное.
«СП»: Кто будет проводить в жизнь эту «линию партии»?
— Федеральные власти: Минстрой и Минцифры создадут нормативную базу, методические рекомендации и, возможно, систему отчетности. Региональным и муниципальным «спустят» планы проконтролировать исполнение на местах, оказывая давление на УК. А те — основные исполнители. Они, их председатели или уполномоченные жильцы, будут заниматься практической стороной, созданием чатов, давлением на жильцов, с целью «переезда» из старых чатов.
От самих жильцов в конечном счете потребуется установить приложение и участвовать в чате. Без их согласия и активности инициатива превратится в формальность.
«СП»: Потребует ли она затрат?
— Они будут преимущественно непрямыми и административными. Большой объем работы ляжет на сотрудников УК, председателей домов и активистов.
Им придется тратить время на создание чатов, убеждение жильцов. Потребуется разъяснительная кампания среди населения, которая, скорее всего, ляжет на госструктуры и УК.
Хотя сам мессенджер бесплатный, могут потребоваться доработки его функционала, те же «чаты-боты», о которых говорил министр, для полноценной работы.
Эти затраты, вероятно, понесёт VK. А государству придётся создать систему мониторинга выполнения этого распоряжения, что также является административной нагрузкой.
* Meta Platforms Inc. решением Тверского районного суда Москвы от 21 марта 2022 г. признана экстремистской организацией, ее деятельность территории нашей страны запрещена.